Вход в систему

Муниципальные депутаты Москвы и Петербурга обратились в Конституционный суд с требованием вернуть власть выборным органам

Общественная коалиция в защиту Москвы
Пресс-служба
Телефон: +7 (915) 360-89-29   

25 апреля в 12-00 муниципальные депутаты  Москвы и Санкт-Петербурга, одновременно в обеих столицах, передали обращение в приемные Конституционного Суда Российской Федерации. В обращении депутаты просят рассмотреть законность 79-й статьи 131-го Федерального Закона, уменьшающую права жителей Москвы и Санкт-Петербурга на участие в управлении жизнью своего региона относительно прав жителей других регионов России.

На данный момент 79 ст. 131-го Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет властям Москвы и Санкт-Петербурга не выполнять требования остальных статей 131-ФЗ, а действовать только на основании собственных уставов. Фактически, эта ситуация привела к лишению муниципальных собраний обеих российских столиц всех реальных полномочий, возможности влиять на ситуацию городе и привела к формированию системы всевластия чиновников. Надо отметить, что выполнение требований депутатов приведет в частности к ликвидации в Москве Префектур и Управ, сформированных в обход федерального закона.

Приложение
В Конституционный Суд
Российской Федерации

коллективное обращение
депутатов представительных
органов местного самоуправления
городов Москвы и Санкт-Петербурга
и граждан Российской Федерации,
проживающих в указанных городах
федерального значения

О необходимости принятия
действенных мер по защите
конституционного права граждан
на местное самоуправление
в городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что местное
самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и
отмечал, что этим положениям российской Конституции корреспондируют положения Европейской
хартии местного самоуправления, которая также рассматривает местное самоуправление в
качестве одной из основ любого демократического строя.
Согласно Европейской хартии, право граждан участвовать в управлении публичными делами
наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне;
существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления
обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление; под местным
самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления
регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; осуществление публичных
полномочий, как правило - приближенные к гражданам.
С нашей точки зрения, в городах Москве и Санкт-Петербурге местное самоуправление
поставлено в организационно-правовые условия, в которых граждане и  выборные органы
местного самоуправления не имеют реальных прав и возможностей по самостоятельному и под
свою ответственность решению вопросов местного значения.
В Москве в результате расширения границ к сегодняшнему дню сложилась парадоксальная
ситуация: граждане, проживающие на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют
принципиально разный объем прав в сфере местного самоуправления.
В городских округах Троицке и Щербинке, вошедших в состав Москвы в результате расширения
границ, основные вопросы организации жизнедеятельности горожан отнесены к компетенции
городского сообщества и органов местного самоуправления, избираемых гражданами.
Вот наиболее значимые из них:
?    установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
?    обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении
жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством,
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий
для жилищного строительства;
?    организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным
программам (…) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города,
а также организация отдыха детей в каникулярное время;
?    организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны,
защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в границах города;
?    утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки,
утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке
территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию
при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства, расположенных на территории города;
?    выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города,

аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных

вновь рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с

Федеральным законом "О рекламе";
?    присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в

городе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с

названиями улиц и номерами домов;
?    создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и

(или) аварийно-спасательных формирований на территории города;
?    осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Во внутригородских муниципальных образованиях «старой» Москвы эти вопросы отнесены к

компетенции органов государственной власти города Москвы – мэра и Правительства Москвы,

окружных префектур и районных управ, руководители которых назначаются мэром Москвы, а

также к компетенции Московской городской Думы.
Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований «старой» Москвы

по данным вопросам не вправе самостоятельно принимать решения, они могут вносить

предложения в органы государственной власти города Москвы, которые подлежат обязательному

рассмотрению, но носят исключительно рекомендательный характер.
В настоящее время в средствах массовой информации появились сообщения о том, что опыт

реализации проекта «Большая Москва» будет распространен и на Санкт-Петербург, в состав

территории которого могут быть включены Всеволожский и Гатчинский муниципальные районы

Ленинградской области.
Нарушение конституционного права граждан, проживающих в городах федерального значения, на

полноценное осуществление местного самоуправления стало возможным в силу статьи 79

Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в РФ», согласно которой:
•    местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется органами

местного самоуправления на внутригородских территориях;
•    перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов

внутригородских муниципальных образований определяются законами городов Москвы и

Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
•    предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления

по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления

внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга в том случае,

если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами городов

Москвы и Санкт-Петербурга.

В целях исправления данной ситуации и защиты конституционного права граждан на местное

самоуправление мы предлагаем Конституционному Суду Российской Федерации воспользоваться

правом законодательной инициативы, которым Конституционный Суд Российской Федерации

наделен в силу пункта 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, и внести в

Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона

об исключении из Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 79 «Особенности

организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах

федерального значения Москве и Санкт-Петербурге».
Таким образом будет положено начало процессу создания необходимых организационно-правовых 

условий для развития в городах Москве и Санкт-Петербурге полноценного городского

самоуправления, наделенного реальными полномочиями по решению вопросов местного значения.